Ящур!
21 апреля 2022
Об усилении мер по недопущению заноса и распространения ящура на территорию Ленинградской области В соответствии с информацией Россельхознадзора от 29.03.2022 № ФС-КС-2/8485 Управление ветеринарии Ленинградской области (далее – Управление) сообщает о сохранении высокого уровня угрозы трансграничного заноса вируса ящура, а также о существующей угрозе заноса возбудителя данной инфекции в любые благополучные зоны, государства или отдельные административные территории (в т.ч. в субъекты РФ, расположенные на значительных расстояниях от южной границы страны) с контаминированной животноводческой продукцией, кормами, автотранспортом, животными (в т.ч. дикими) при их контактах на пастбищах и водопоях, посредством человеческого фактора (персонал, посетители хозяйств и пр.).
В целях недопущения распространения вируса ящура на территорию Ленинградской области необходимо обеспечить принятие комплекса мер (в частности предусмотренных письмом Россельхознадзора от 29.03.2022 № ФС-КС-2/8485):
I. Главам администраций муниципальных районов и муниципальных образований Ленинградской области: 1) информировать население и хозяйствующие субъекты Ленинградской области о сохранении рисков заноса ящура на территорию Ленинградской области при перемещениях животных, продукции животноводства и экономической деятельности, в частности путём публикации соответствующей информации в электронных и печатных СМИ, на официальных сайтах администраций муниципальных образований; 2) принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению незаконной (несанкционированной) реализации животноводческой продукции непромышленной выработки в несанкционированных местах торговли на территории муниципальных образований Ленинградской области;
II. Руководителям животноводческих предприятий всех форм собственности: 1) предоставить специалистам государственной ветеринарной службы Ленинградской области восприимчивых к вирусу ящура животных для клинического осмотра и идентификации, а также сведения о численности поголовья; 2) проанализировать хозяйственные связи с предприятиями, осуществляющими деятельность на неблагополучной по ящуру территории, и воздержаться от приобретения не только животных, но и кормов, оборудования, транспортных и технических средств, с указанной территории до отмены ограничительных мероприятий; 3) обеспечить дезинфекцию ходовой части автотранспорта, поступающего на территорию предприятия.
III. Руководителям предприятий по убою животных: 1) осуществлять ввоз убойных животных только по согласованию с Управлением под контролем специалистов государственной ветеринарной службы Ленинградской области; 2) обеспечить дезинфекцию ходовой части автотранспорта, поступающего на территорию предприятия.
IV. Руководителям ГБУ ЛО «СББЖ Лужского района» и ГБУ ЛО «СББЖ Кировского и Тосненского районов»: 1) усилить контроль перемещения животных и животноводческой продукции на ветеринарно-полицейских постах, расположенных на 598 км. федеральной а/д «Россия» (у п. Бабино, Тосненский район), на 101 км автодороги А-120 «СанктПетербургское Южное полукольцо» (у п. Стекольный, Тосненский район) и на 138 км. федеральной а/д «СПб - Псков» (Лужский район).
V. Руководителям ГБУ ЛО «СББЖ районов»: 1) довести под роспись информацию (в частности путём распространения информационных листовок, памяток, брошюр) до сведения хозяйствующих субъектов всех форм собственности, осуществляющих содержание, разведение и убой восприимчивых к ящуру животных, а также переработку, хранение и реализацию животноводческой продукции с указанием о недопустимости ослабления контроля за мероприятиями, направленными на поддержание биобезопасности; 2) принять исчерпывающие меры по профилактике инфекционных болезней животных и недопущению незаконной (несанкционированной) реализации животноводческой продукции непромышленной выработки в несанкционированных местах торговли на территории муниципальных образований Ленинградской области; 3) усилить контроль за деятельностью личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся содержанием и разведением восприимчивых к ящуру животных на территории Ленинградской области; 4) провести переучет поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех форм собственности и актуализировать реестры животных на подконтрольной территории; 5) ветеринарным врачам-ветсанэкспертам предприятий по убою животных усилить контроль при приёме животных; 6) усилить работу по предотвращению возможности использования перерабатывающими предприятиями обезличенного мясосырья и молока для выработки продукции; 7) при несанкционированном поступлении животных и животноводческой продукции незамедлительно информировать Управление; 8) провести разъяснительную и просветительскую работу с населением об угрозе распространения ящура, сделав акцент на опасность заражения инфекцией для человека; 9) обеспечить отбор проб и проведение лабораторных исследований на ящур, предусмотренных в рамках регионального и федерального мониторинга.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору сообщает о сохранении высокого уровня угрозы трансграничного заноса вируса ящура с территорий сопредельных и близко расположенных стран ЮгоВосточной, Восточной и Центральной Азии, а также стран Закавказского региона. По данным ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» (ФГБУ «ВНИИЗЖ»), имеющего международные статусы «Региональная референтная лаборатория МЭБ по ящуру для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья» и «Референтный центр ФАО по ящуру», за период с 2019 по 2021 годы вспышки ящура типа О регистрировались на территориях Китая и Монголии; ящура типов А и О – на территориях Южной Кореи и Турции; ящура типов А, О и Азия-1 – на территориях Ирана, Афганистана и Пакистана. Учитывая интенсивность торговых и хозяйственных связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, необходимо особо отметить высокую вероятность заноса в текущем году возбудителя ящура на территории пограничных районов Забайкальского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. Вместе с тем, отечественный и мировой опыт показывает, что вирус ящура может быть занесен в любые благополучные зоны, государства или отдельные административные территории (в том числе – в субъекты Российской Федерации, расположенные на значительных расстояниях от южной границы страны) с контаминированным мясом и иной животноводческой продукцией, кормами, автотранспортом, с животными (в том числе дикими) при их контактах на пастбищах и водопоях, а также персоналом, обслуживающим животноводческие хозяйства, посетителями этих хозяйств и др.
В связи с сохранением высокого уровня угрозы заноса и масштабного распространения вируса ящура, а также в связи с участившимися случаями бесконтрольного перемещения животных между субъектами Российской Федерации, указываем на необходимость усиления мер, направленных на обеспечение своевременного выявления и скорейшей локализации очагов ящура, а также на исключение возможности распространения в зоне ответственности и выноса за ее пределы возбудителя ящура с инфицированными животными, сырыми продуктами их убоя, а также с потенциально опасной в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукцией: - обеспечение объективного учета крупного и мелкого рогатого скота, свиней во всех категориях хозяйств, особенно – в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах и других мелкотоварных животноводческих хозяйствах; - выявление и пресечение фактов неправомерной реализации крупного и мелкого рогатого скота, свиней, сырых продуктов их убоя, мясосырья непромышленной выработки в несанкционированных местах торговли – на стихийных рынках, ярмарках выходного дня и др.; - контроль за перемещением партий восприимчивых к ящуру сельскохозяйственных животных между субъектами Российской Федерации, включая меры по выявлению и пресечению случаев несанкционированных перевозок и выявлению случаев неправомерного оформления и выдачи ВСД на перемещаемый скот, свиней и мясосырье непромышленной выработки, а также меры, направленные на недопущение возможности подмены (случайной или преднамеренной) вывозимых за пределы зоны ответственности и (или) ввозимых в зону ответственности животных за счет отслеживания перемещений партий крупного и мелкого рогатого скота, свиней в компонентах ФГИС ВетИС «Меркурий» и «Цербер», а также путем проведения специалистами госветслужбы соответствующих субъектов Российской Федерации сверок описей партий перемещаемых животных при их отправлении из хозяйства-отправителя и при их поступлении в хозяйство-получатель; - исключение возможности выпаса домашнего скота на территориях, сопредельных с Р. Казахстан, КНР и Монголией; - осуществление мониторинга эпизоотической ситуации по ящуру на подконтрольной территории; - проведение разъяснительной работы среди населения и, в частности, владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств с использованием информационных листков, брошюр, плакатов, публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации и на официальных информационных ресурсах высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, государственной ветеринарной службы данного региона, а также администраций муниципальных образований, с целью повышения информированности о первоочередных действиях при подозрении на ящур и особой опасности и специфике (чрезвычайно высокой контагиозности) данного заболевания.
Мероприятия по борьбе с заносом и распространением возбудителя ящура необходимо осуществлять в соответствии с требованиями и запретами, предусмотренными Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию ящура, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 157.